Доктрины ядерной войны
Доктрина ядерной войны была принята в США сразу после Второй мировой войны, впоследствии найдя отражение во всех официальных стратегических концепциях США и НАТО. Военная доктрина СССР также предусматривала решающую роль ракетно-ядерного оружия в войне.
На первом этапе рассматривалась возможность лишь всеобщей ядерной войны,
для которой характерно неограниченное, массированное и
сконцентрированное по времени применение всех видов ядерного оружия как
по военным, так и по гражданским целям, в сочетании с другими
средствами. Преимущество в такого рода конфликте должна была иметь
сторона, которая первая нанесёт массированный ядерный удар по
территории противника с целью уничтожения его ядерных сил.
Однако такая атака могла не принести желаемого эффекта, что
создавало большую вероятность нанесения ответного удара по крупным
городам и промышленным центрам. Кроме того, выделение огромного
количества энергии в результате взрывов, а также выбросы сажи и пепла
из-за пожаров (так называемая «ядерная зима» или «ядерная ночь»), и радиоактивное заражение имели бы катастрофические последствия для жизни на всей Земле.
Прямо или косвенно в такую войну — «третью мировую» — оказались бы
вовлечены все или большинство стран мира. Существовала вероятность
того, что развязывание такой войны привело бы к гибели человеческой
цивилизации, глобальной экологической катастрофе.
Во второй половине 1950-х в США была выдвинута концепция ограниченной ядерной войны.
Позднее, в 1970-х, такой конфликт стал рассматриваться как вооружённая
борьба с применением различных видов оружия, включая тактическое и
оперативно-тактическое ядерное оружие, использование которого
ограничивается по масштабам, районам применения и видам ядерных
средств. Ядерное оружие в этом случае применяется для поражения
важнейших военных и военно-экономических объектов противника.
Теоретики ограниченной ядерной войны исходят из того, что в случае
возникновения подобного конфликта список целей можно ограничить
пусковыми установками и аэродромами противника, а также его
военно-промышленной и транспортной инфраструктурой (нефтяные
предприятия, системы связи, железнодорожные узлы и т. п.). Другие
объекты (города, угольные производства, электростанции) должны
оставаться «в заложниках» для того, чтобы обеспечить подписание
выгодного атакующей стороне мира. Поэтому ключевым элементом концепции
ограниченной ядерной войны выступают разработанные в США в начале
1960-х годов понятия «эскалационный контроль» и «эскалационное доминирование».
Первое предполагает, что один из противников сумеет навязать
противоположной стороне сценарий, при котором конфликт ограничится
использованием тактического ядерного оружия.
Второе — что один из противников будет сохранять превосходство над
оппонентом на всех стадиях ограниченного ядерного конфликта. Согласно
теоретикам ограниченной ядерной войны, необходимым условием
эскалационного доминирования служит превосходство в стратегическом ядерном оружии, прежде всего — в средствах нанесения контрсилового удара.
Однако реализация «эскалационного контроля» и «эскалационного
доминирования» упирается в неразрешимую до настоящего времени проблему:
как сохранить конфликт на стадии применения тактического ядерного
оружия, если противоположная сторона решается пойти на применение
стратегического ядерного оружия или других видов оружия массового поражения.
Даже ограниченный ядерный конфликт, однако, несёт в себе опасность
радиоактивного заражения обширных территорий и перерастания во всеобщий
конфликт с участием нескольких государств, обладающих ядерным оружием.
По аналогии с теорией ядерной зимы можно сказать, что ограниченная ядерная война приведет в случае ее возникновения к эффекту "ядерной осени" — долговременным негативным экологическим последствиям в рамках определенного региона. От Хиросимы до Семипалатинска
Количество ядерных боеголовок у США и СССР (включая тактическое ядерное оружие)
США — единственное государство, которое на практике применило ядерное оружие в ходе боевых действий, причём против мирного населения, сбросив в 1945 две атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
В течение нескольких лет после Второй мировой войны США создавали стратегические силы, основанные на использовании бомбардировщиков Б-36, способных наносить удары по любому потенциальному противнику с авиабаз
на американской территории. Возможность ядерного удара по территории
самих США рассматривалась как чисто гипотетическая — поскольку ни у
кого больше не было «бомбы». Главное, чего опасались тогдашние
американские стратеги, — попадания ядерного оружия в руки сумасшедшего
генерала, которому могло прийти в голову нанести удар по СССР
без надлежащего приказа (этот сюжет использовался во многих фильмах и
шпионских романах). Чтобы успокоить страхи общественности, ядерное
оружие США было передано под контроль самостоятельного ведомства — Комиссии по атомной энергии США. Предполагалось, что в случае войны бомбардировщики Стратегического авиационного командования США
будут переведены на базы Комиссии по атомной энергии, где на них будут
погружены авиабомбы. Весь процесс должен был занять несколько дней.
В течение нескольких лет среди многих представителей военных кругов США царила эйфория
и уверенность в непобедимости США. Существовало общее мнение, что
угроза нанесения Соединёнными Штатами ядерного удара должна остановить
любого потенциального агрессора. Одновременно обсуждалась возможность
помещения арсенала Комиссии по атомной энергии США под международный
контроль или ограничения его размеров — возможно, это была своего рода
пропагандистская уловка, чтобы отмести любые обвинения в агрессивных
устремлениях самих США.
Тем временем усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием.
29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатенском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхеттенского проекта
и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой
собственный ядерный потенциал — тем не менее, этот ядерный взрыв оказал
ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США —
главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им
придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было
известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос.
В последующие годы распространение ядерного оружия по планете продолжилось. В 1952 году свою бомбу испытала Великобритания, в 1960 — Франция.
Западноевропейские ядерные арсеналы, однако, всегда были
несущественными по сравнению с запасами ядерного оружия у сверхдержав,
и именно ядерное оружие США и СССР представляло наибольшую проблему для
мира в течение всей второй половины XX века.
В конце 1940-х и в самом начале 1950-х гг. в США обсуждались планы
нанесения атомных ударов по СССР. Предполагалось в течение нескольких
месяцев сбросить около 300 атомных бомб по советским объектам. Но в то
время у США не было технических средств для подобной операции.
Во-первых, атомные авиабомбы мощностью в 18-20 килотонн технически не
могли уничтожить советский военный потенциал. Во-вторых, американский
атомный арсенал был слишком слаб технически: по разным оценкам между
1947 и 1950 гг. он составлял всего от 12 до 100 боезарядов. В таких
условиях бронетанковые силы СССР могли быстро занять территорию
Западной Европы, Малой Азии и Ближнего Востока, что сделало бы
невозможными дальнейшие «атомные налеты» на советскую территорию. После
создания советского атомного оружия в 1949—1951 гг. в Вашингтоне
опасались, что в случае войны СССР быстро захватит территорию Аляски и
создаст базы для «атомных налетов» на американские города.
Массированное возмездие
Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были
далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу
бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести
бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на этот
удар.
Переход к широкомасштабному использованию реактивных
истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу
СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной
авиации. В 1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США,
подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на
реактивную тягу. В начале 1950-х на вооружение стали поступать
бомбардировщики Б-47 и Б-52.
В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО,
предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной
артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло
строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было
предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР — поскольку
считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь
обширной территории.
Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США — считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические
силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых
сил. Более того — по мнению американских стратегов, советская
экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание
адекватного контрсилового потенциала.
Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 г. межконтинентальную баллистическую ракету МБРР-7, способную достигать территории США. С 1959 г. в Советском Союзе началось серийное производство МБР. (В 1958 г. свою первую МБР «Атлас» испытали и США). С середины 1950-х
годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет
нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому
с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что победоносная
тотальная ядерная война с СССР становится невозможной.
Гибкое реагирование
В 1958 г. американский политолог Герман Кан
выдвинул концепцию ограниченной ядерной войны, которая быстро приобрела
популярность у политико-военных элит США. Предполагалось, что для
решения определённых задач Вашингтон может пойти на применение
небольшого числа тактических ядерных боезарядов. Наиболее вероятным
сценарием считалось их использование для отражения советского
наступления в Западной Европе. (В декабре 1957
года Совет НАТО одобрил размещение американского тактического ядерного
оружия в Европе, прежде всего — на территории Британии, Италии, Турции
и ФРГ). Администрация Эйзенхауера рассматривала возможность использования тактического ядерного оружия в локальных кризисах вокруг Кореи (1953), Индокитая (1954) и островов Куэмой и Мацу в Южно-Китайском море (1955 и 1958).
В начале 1960-х годов администрация Кеннеди
выдвинула концепцию «гибкого реагирования» — допустимость использования
ядерного оружия не только в тотальном, но и в ограниченном военном
конфликте. Считалось, что руководство США должно само решать в какой
мере и в каком масштабе оно может использовать ядерное оружие. В
Соединенных Штатах появляются и развиваются концепции «эскалационного
контроля» и «эскалационного доминирования» как сценарии ведения
регионального ядерного конфликта с СССР. Вместе с тем предполагалось,
что ядерное оружие отнюдь не является универсальным средством защиты
при возникновении открытого конфликта стран НАТО и ОВД или их
союзников. С этого времени политико-военные доктрины США стали
рассматривать тактическое ядерное оружие не как средство ведения
военных действий, а как стратегическое ядерное оружие, средство
«сдерживания / устрашения» («deterrence») СССР.
Одновременно администрация Кеннеди
рассматривала вопрос о возможности нанесения упреждающего контрсилового
удара по еще немногочисленным советским межконтинентальным
баллистическим ракетам. С этой целью в начале 1960-х годов США начинают создавать разделяющиеся головные части индивидуального наведения (РГЧ ИН) и создавать мощный флот атомных подводных лодок. В начале 1970-х годов большинство американских носителей ядерного оружия морского и наземного базирования были оснащены РГЧ ИН, что позволило США достичь временного превосходства над СССР в забрасываемом весе ядерных боезарядов.
Однако быстрый рост ракетного потенциала СССР во второй половине
1960-х годов сделал доктрину контрсилового удара нереалистичной. В 1970-е
годы Советский Союз сумел создать собственные РГЧ ИН и оснастить ими
боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет. СССР построил систему предупреждения о ракетном нападении
— сеть радиолокационных станций и спутникового наблюдения за ракетными
пусками США и их союзников. За основу своей стратегии СССР взял
доктрину ответно-встречного удара — массированный запуск носителей ядерного оружия после получения и подтверждения сигнала о начале ракетного нападения.
В 1960-е годы и США, и СССР связывали доктрины ограниченной ядерной войны с развитием систем противоракетной обороны (ПРО). Больших успехов достиг в этой сфере Советский Союз: в 1961 г. учебная советская противоракета впервые в истории осуществила перехват цели, а в 1970-е годы была создана система противоракетной обороны вокруг Москвы. Попытки США создать аналогичную систему вокруг ракетной базы Гранд-Форкс (штат Северная Дакота) окончились неудачей. Но постепенно обе стороны стали осознавать дестабилизирующую роль противоракетной обороны. В 1972 году президент Ричард Никсон и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев заключили Договор по противоракетной обороне, а в 1974
году — дополнительное соглашение. Согласно этим документам, стороны
могли иметь только 100—150 стационарных противоракет наземного
базирования вокруг одного заранее оговоренного района.
С начала 1970-х США делают ставку на сдерживание СССР посредством реалистической концепции ограниченной ядерной войны, под которой в те годы понималась оборона Западной Европы с помощью тактического ядерного оружия от возможного вторжения войск Варшавского договора. Толчком к развитию подобных теорий стало введение войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968
году. Американские аналитики полагали, что превосходство США в
средствах доставки с РГЧ ИН позволит в случае военного конфликта
«сдержать» СССР от применения стратегического ядерного оружия, в то
время как страны НАТО смогут с помощью тактического ядерного оружия
отразить наступление войск Варшавского договора.
В конце 1960-х годов роль ядерного оружия стала пересматриваться и в
рамках советской военной доктрины. В начале 1960-х советские маршалы
(например, Василий Данилович Соколевский)
полагали, что в будущей войне термоядерное оружие будет использоваться
также, как и обычные вооружения. Быстрый рост ракетных потенциалов США
и СССР убедил советское руководство в нереалистичности этой доктрины.
Поэтому в СССР начинает проводиться различие между понятиями «ядерная
война» и «война с применением ядерного оружия». Формально советское
руководство отвергало концепцию «ограниченной ядерной войны».
Фактически СССР постоянно совершенствовал контрсиловой потенциал своих
ядерных сил, создавая в том числе мобильные МБР железнодорожного базирования и на автотягачах.
Однако до середины 1970-х
годов наиболее вероятным сценарием военного конфликта (согласно
реконструкции российских и американских исследователей) в СССР считался
крупный неядерный конфликт в Центральной Европе. Считалось, что в
случае начала войны превосходство стран Варшавского договора в обычных
вооруженных силах позволит предпринять форсированное наступление на
территории ФРГ, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, в ходе которого ядерное оружие не будет применяться — наподобие того, как это было с химическим оружием в период Второй мировой войны. (Теоретически такое наступление облегчалось тем, что в 1966 г. Франция
вышла из военной организации НАТО). В такой войне могло применяться и
небольшое количество тактических ядерных боезарядов. В художественной
форме такой конфликт описан в романе Тома Клэнси «Красный шторм» (1986).
«Подлетное время»
В середине 1970-х гг. сначала в США, а затем в СССР были созданы
системы лазерного, инфракрасного и телевизионного наведения ракет на
цели. Это позволило достичь большой точности их попадания в цели (по
разным оценкам — до 30 метров). Это возродило представления о
возможности победы в «ограниченной ядерной войне» на базе выигрыша в
подлетном времени. Одновременно для межконтинентальных баллистических
ракет были разработаны разделяющиеся головные части индивидуального
наведения, что повышало опасность контрсилового удара по ядерным силам
противника.
17 августа 1973 г. министр обороны США Джеймс Шлессинджер
выдвинул доктрину «ослепляющего» или «обезглавливающего» удара:
поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет
средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными,
телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой
подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» — поражение командных
пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об
ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со
стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страны НАТО начали модификацию средств передового базирования (Forward Base Systems) — американское тактическое ядерное оружие, размещенное на территории Западной Европы или у ее побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет способных максимально точно поражать заданные цели.
Эти шаги вызвали опасения в СССР,
поскольку средства передового базирования США, а также «независимые»
ядерные потенциалы Британии и Франции могли поражать цели в европейской
части Советского Союза. В 1976 г. министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов,
который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал
не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных
сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии.
Советский Союз начал модификацию средств доставки ядерного оружия
средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий.
Под предлогом модификации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 "Пионер"
(SS-20). В декабре 1976 г. ракетные системы были развернуты, а в
феврале 1977 г. — поставлены на боевое дежурство в европейской части
СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из
которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения.
Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру
НАТО в Западной Европе — центры управления, командные пункты и,
особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку
американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модифицировал
размещенные в Центральной Европе силы общего назначения — в частности, модифицировал тяжёлый бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня.
Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 г. было принято двойное решение НАТО —
развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на
территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с
СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик. В 1983 г. США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности "Першинг-2" в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 г. США началось производство нейтронного оружия — артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты меньшей дальности "Ланс".
Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для
отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе.
В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и Чехословакии и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983—1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.
Согласно имеющимся данным, в 1981 г. советские разведслужбы КГБ и ГРУ начали операцию ракетно-ядерное нападение (операция РЯН) —
наблюдение за возможой подготовкой стран НАТО к началу ограниченной
ядерной войны в Европе. Тревоги советского руководства вызвали учения
НАТО Able Archer 83 —
в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску
«евроракет» по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в 1983—1986 гг.
военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий
«разоружающий» удар по местам базирования «евроракет». Опасность
конфликта сохранялась до 1987 года, когда СССР и США договорились
уничтожить ракеты средней и меньшей дальности (Вашингтонский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности).
Стратегическая оборонная инициатива
В 1983 г. администрация Рейгана начала программу стратегической оборонной инициативы СОИ — полномасштабной космической ПРО. Предполагалось, что система космических перехватчиков и лазерных станций сможет перехватить ослабленный удар советских МБР. В СССР началась разработка асимметричных контрмер, особую роль среди которых играло увеличение количества РГЧ ИН. Однако в 1985 г. комиссия под руководством американского генерала Спенсера Абрахамсона
пришла к выводу о неэффективности СОИ. (Одной из причин была названа
невозможность энергетического обеспечения большого количества постоянно
пилотируемых космических объектов). В 1986 г. США фактически свернули работы над СОИ.
Дискуссии вокруг СОИ в контексте полемики по «евроракетам»
способствовали росту страха перед началом ядерной войны. Опасность
начала ограниченного ядерного конфликта резко снизилась после того, как
в СССР началась Перестройка. Контрраспространение
После окончания «холодной войны» новой концепцией ограниченной
ядерной войны стала американская концепция контрраспространения.
Впервые ее озвучил в декабре 1993
г. министр обороны США Лесс Эспин. Согласно этой теории, Договор о
нераспространении ядерного оружия находится в кризисе и остановить
распространение оружия массового уничтожения с помощью дипломатии
невозможно. В критических случаях США должны нанести разоружающие удары
по ядерным объектам «опасных режимов». В ноябре 1997
г. в Америке была принята президентская директива № 60, в которой перед
вооруженными силами США ставилась задача быть готовыми нанести удары по
объектам производства и хранения ядерного, химического и биологического
оружия. В 2002
г. стратегия контрраспространения стала частью «Стратегии национальной
безопасности» США. В настоящее время стратегия контрраспространения
включает в себя 5 вариантов действия:
- «выкуп» ядерной программы у потенциально опасного государства;
- установление контроля над ядерными объектами «проблемных» (с точки зрения США) стран;
- частичное признание ядерного статуса нарушителя в обмен на соблюдение им некоторых соглашений;
- силовые угрозы;
- воздействие на крупнейшие уранодобывающие компании и
страны-поставщики уранового сырья. В любом случае США оставляют за
собой право использовать силу, что чревато началом военного конфликта
В рамках стратегии контрраспространения в Америке обсуждается
возможность уничтожения ядерных объектов таких стран, как Иран и КНДР.
В критических случаях рассматривается возможность взять под контроль
ядерный арсенал Пакистана. Обсуждаются планы создания новых видов
ядерного оружия — чистого термоядерного оружия или противобункерных
боезарядов (малое ядерное оружие, выбрасывающее небольшие радиоактивные
осадки). Предполагается, что оно будет использоваться для поражения
объектов производства и хранения оружия массового уничтожения.
Первый раз США собирались нанести ракетно-бомбовые удары по ядерным объектам КНДР в 1994 году («первая ядерная тревога» на Корейском полуострове). В начале 1995
г. появились сообщения, что США и Израиль готовы нанести подобные удары
по Ирану с целью уничтожить строящуюся атомную электростанцию в Бушере.
Зимой-весной 2003 г. США вновь говорили о возможности уничтожить ядерные объекты КНДР («вторая ядерная тревога» на Корейском полуострове). В 2006 и 2007 гг. в Америке обсуждался план операции «Укус» — ударов по ядерным объектам Ирана. В 2001 и 2004 гг. американцы вели переговоры с Пакистаном об установлении своего контроля над его ядерными объектами.
С экологической точки зрения поражение ядерных объектов будет мало
отличаться от эффекта ограниченной ядерной войны из-за повышенного
выброса в атмосферу радиоактивных веществ. Скорее всего, оно приведет к
эффекту ядерной осени.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ядерная_война |