"Работа над Апокалипсисом, имеет два новых аспекта.
С одной стороны, речь идет о первой книге, сделанной и опубликованной
одним художником. Нюрнбергская хроника напечатана по инициативе
Вольгемута и Плейденвурфа, но они получили помощь от двух заказчиков, а
печатнику Антону Кобергеру доверили публикацию в колофоне
(послесловии). Дюрер выступил не только в роли художника, но и в роли
издателя, и даже то, что текст составлен и напечатан у Кобергера точно
не установлено — до широкой публики это не дошло.
С другой стороны, Апокалипсис стал иллюстрированной
книгой нового типа. За исключением каролингских манускриптов (мы их еще
коротко коснемся), иллюстрированные репродукции Откровения представляли
собой в общих чертах три разновидности. Некое число крупных изображений
на отдельных листах, сделанных обычно во весь лист, распределялись по
всей книге, от начала до конца, как в Апокалипсисе Баумберга,
манускриптах Beatus и многих других; или серия относительно мелких
иллюстраций вставлялась в текст, как в больших голландских изданиях
Библии начала XV в. и последующих Библиях семидесятых и даже
восьмидесятых годов; или, наконец, каждая страница делилась на части, и
туда вставлялись картинки с короткими пояснениями, как это делалось в
большинстве французских, английских, фламандских и немецких
манускриптах тринадцатого и четырнадцатого веков.
Дюрер захотел сделать книгу, содержащую полный
текст, и в то же время имеющую последовательную и краткую серию
изображений, не прерываемую текстом. Таким образом, он оставил лицевую
сторону больших листов под гравюры на дереве, без всяких подписей, а
текст напечатал на обратной стороне.
Подобное расположение напоминает каролингские
манускрипты, упомянутые выше, но в них не всегда соблюдался этот
принцип, зачастую порядок нарушался.
Больше всего приближаются к этой концепции
валенсийский и парижский Апокалипсисы (B.N., Nouv. Acqu. 1132); в них
устойчиво перемежаются изображение на лицевой стороне и текст на
оборотной, но изображения не всегда занимают целую страницу и тогда они
перегружены подписями.
Два других аналогичных Апокалипсиса — трирский и
кембрийским — дают иллюстрации на свободных страницах, но часто меняют
местами страницы с изображением и текстом: изображение /лицевая и
текст/ обратная, текст /лицевая и изображение/ обратная.
Во всех четырех случаях изложение, содержащее от 36 до 74 иллюстраций, более растянуто, у Дюрера изложение лаконично".
Эрвин Пановски.
The Life and Art of Albrecht Dürer, стр. 53,
Princeton.
Титульный лист: Видение Богоматери Св.Иоанну, латинское издание 1511 г.
Мученичество Св.Иоанна
Семь светильников. Видение Св.Иоанна
Св.Иоанн перед Богом и старцами
Четыре всадника
Снятие шестой печати
Четыре ангела, держащие четыре ветра земли. (Клеймение праведных)
Семь ангелов с трубами. (Трубный глас)
Четыре ангела Евфрата
Иоанн глотает книгу Жизни
Жена, облечённая в Солнце, и дракон о семи головах
Сражение архангела Михаила с драконом. (Небесное воинство)
Семиголовый дракон и рогатый зверь
Хор праведных
Блудница Вавилонская
Ангел с ключом от преисподни (Новый Иерусалим)
|