Меню сайта

Категории раздела
Разное [5]
Чтение [32]
Интересные небольшие рассказы и статьи на нашу тематику.
Видео [8]
Видео на тему постапокалиптики

Наш опрос
В условиях тотальной разрухи что важнее-автономность своей семьи или объединение в группы и общины ?
Всего ответов: 163

Rambler's Top100
Главная » Статьи » Статьи » Чтение

После конца
Валерия Ефанова

Апокалипсис по-голливудски



Обесцененная смерть

С каких пор европейская цивилизация всерьёз увлеклась борьбой со смертью? В эпоху Просвещения? После мировых революций? По?сле великих войн ХХ века? Сейчас уже сложно сказать точно, но одно можно утверждать с очевидностью: на этом пути она добилась немалых успехов.

Кладбища вынесены, вытеснены на окраины мегаполисов, на местах старых могил — лоснящиеся от изобилия товаров гипермаркеты и муравейники новых кварталов. Старики умирают в стерильно белых палатах под присмотром квалифицированных врачей: нынче уходить в мир иной из собственной постели просто неприлично. «Смерти нет», — всем своим видом пытается доказать небу современный город. Мы слишком заняты, чтобы умирать. Но как отвести от себя эту опасность?

Когда-то древние люди, намереваясь одержать победу над сильным противником, будь то человек или животное, исполняли ритуальный танец, в котором разыгрывали будущую победу, или мастерили фигурку, похожую на врага, и вымещали на ней всю свою злость. Мы, люди XXI века, усовершенствовали процесс. Всё, чего мы боимся или желаем, теперь происходит не с нами, а на плоскости экрана.

Мы — не актёры в драме бытия, а только сторонние наблюдатели. Зрители. Мы пережили Армагеддон, мы своими глазами видели, как гибнут народы и континенты. Значит, теперь нам лично ничто не угрожает.

Предсказания о конце

Когда наступит конец света? Это христианский по своей сути вопрос. Потому что только христианство уверено, что мир, сотворённый Богом, не вечен. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1, 3). Творение мира начинается с создания света, поэтому конец мира — конец света.

Философ или язычник вправе думать, что всё в мире возвращается на круги своя: как огонь разгорается и затухает, так и эпохи сменяют одна другую. На смену золотому веку грядёт век железный, но и это не вечно, и всё может повториться вновь. Для человека, думавшего так, земля была бесконечной, непознанной, загадочной.

Христианство, признанное государством, позволило человеку перестать обожествлять природу, стать её исследователем и покорителем. Благая весть стала распространяться от народа к народу. Века сменяли друг друга. При каждой смене времён и властей люди вздрагивали, вспоминая слова Апокалипсиса, но вскоре вновь успокаивались в бытовой суете.

В ХХ веке, когда сеть коммуникаций опоясала мир и далёкое стало близким, человечество впервые задумалось о том, насколько всё взаимосвязано и сколь хрупко равновесие.

Вторая мировая война и гонка вооружений эпохи противостояния СССР и Америки только усиливали панические настроения. Всеобщий конец мог быть очень близок. С тех пор прошло полвека, и теперь нам просто нравится кино, в котором обыгрывается конец всего сущего. Это наглядная демонстрация мощи изобразительных технологий: как правдоподобно, как страшно, как притягательно!

Кино-катастрофа

По сути, ни один из популярных фильмов, сюжеты которых крутятся вокруг конца света, не обращается к христианскому первоисточнику. Сценаристы упражняются в изобретении какой-то заковыристой причины гибели мира (комета? астероид? инопланетяне?) и сосредотачиваются на путях спасения горстки людей из самого пекла глобальной катастрофы. Ведь, по законам Голливуда, всё должно окончиться хэппи-эндом.

Кинофабрики с удовольствием заимствуют из мировой культуры всё, что так или иначе сгодится для раскрутки сюжета. Поэтому идея конца света, веками занимавшая человечество, вошла в обойму кинематографистов очень быстро. Но вчитываться в сложные образы книги Откровения Иоанна Богослова было особенно некогда — не терпелось предложить свои варианты. Так, все возможности апокалиптического кино доселе сведены в одну узкую область — это кино катастроф. Все эти «Столкновения с бездной», «Армагеддон», «Послезавтра» и им подобные строятся по очень простой схеме: герой и его верная команда спасают группу людей или всё человечество, преодолевая различные препятствия. Как в компьютерной игре.

Человек противостоит стихии. Своим упорством и настойчивостью он одолевает её и получает весь мир и поцелуй симпатичной девушки в придачу.

Спасти человечество может только оно само, вооружённое собственными умениями и технологиями. «Спасение» в данном контексте всегда означает воссоздание и продолжение той же жизни, которую человечество вело и до этого — возврат к цивилизации фастфуда и мегаполисов.

Апокалипсис в кино сегодня содержит три важнейших элемента, присутствующих и в Книге Откровения: временное торжество стихии или злых сил, приводящее к всеобщей разрухе и запустению, решающая битва и торжество «добра».

Из этой истории полностью исключено главное — Страшный Суд, ожидающий человечество. Результаты этого Суда вполне предсказуемы, поэтому так хочется отсрочить его, забыть о нём, вычеркнуть его из памяти.

О том, как относится кино катастроф к христианской традиции, можно судить по двум примерам. В картине 2004 года «Послезавтра» Америку ждёт резкое падение температуры. Ожидающая спасения группа людей находит прибежище в Национальной библиотеке и начинает сжигать все книги, чтобы согреться. Когда речь заходит о Библии, один человек протестует: «Я не верю в Бога. Но эта книга представляет собой историческую ценность, поэтому она неприкосновенна». В фильме «28 дней спустя» по недосмотру учёных люди оказываются инфицированы страшным вирусом, превращающим их в вампиров. В первых кадрах мы видим церковь, переполненную трупами, а на героя набрасывается превратившийся в чудовище священник — послание режиссёра читается более чем ясно: «Бог не смог защитить никого».

Нечисть вообще очень часто становится действующей силой апокалиптического кино: зомби, мутанты, вампиры, люди, превратившиеся в нечто ужасное, — ассортимент велик. Подсознание режиссёров и сценаристов продолжает выдавать страшные образы, за которыми отчётливо просматривается тот, кто посылает в мир всю эту негативную волну ужаса. Но наши современники и по сей день так же наивны, как и усевшиеся на скамейке на Патриарших прудах Берлиоз и поэт Бездомный в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Из «свеженького» упомянем фильм «Я — легенда» и пойдём дальше.

Вкус супермаркета

Героям, попавшим в переделку, можно только позавидовать. Допекавшая их кучей дел и проблем цивилизация исчезла, оставив в распоряжении наших гипотетических Джона и Джейн все свои достижения: автомобили с полными баками бензина, супермаркеты, ломящиеся от продовольствия... Этот момент особенно любят создатели фильмов: герой катит по огромному пустому залу тележку, безнаказанно хватая с полок всё, что душе угодно: платить всё равно не придётся.

Фильмы о конце света в определённом роде пародируют знаменитого «Робинзона Крузо», только теперь в образе необитаемого острова выступает весь мир.

Глобальная катастрофа — только фон для демонстрации навыков выживания и степени «крутизны» главного героя. Если для философов, размышляющих на эту тему, важнее, каким образом возможно сохранить для потенциального будущего главное интеллектуальное наследие человеческой цивилизации, её научные и гуманитарные архивы, то воображение художника по декорациям, напротив, находит наслаждение в разрушении знаковых памятников архитектуры и культуры (показателен эпизод с музейными ценностями в фильме «Дитя человеческое»; последнее хранилище раритетов даже названо в этом фильме «Ковчегом искусств», по аналогии с Ноевым ковчегом).

Неважно, что происходит с человечеством — поражено ли оно бесплодием («Дитя человеческое»), порабощено ли компьютерами («Матрица») или роботами («Терминатор»), главный герой всегда будет сражаться и одерживать победу за победой.

Всё время на экране будет отдано действию: погоням и перестрелкам. Кстати, самый апокалиптический по названию фильм — «Апокалипто» Мела Гибсона, — по признанию автора, так и задумывался — как одна длинная и яркая погоня. Эта картина Гибсона, на первый взгляд, выбивается из предложенного нами ряда «технологических апокалипсисов», но она заслуживает упоминания. Во-первых, из-за красноречивого названия и исторических параллелей с пожирающей себя самоё цивилизацией, во-вторых, из простой любви к Мелу Гибсону, однажды рискнувшему снять настоящее кино по Евангелию.

В целом, пейзаж и ландшафт апокалиптических фильмов сер и безрадостен — таковым ему и положено быть. Таким предстаёт мир после Апокалипсиса. Таким его видят люди, создающие игры и пишущие книги в жанре, который уже получил своё знаковое имя — постапокалиптика.

Смерть — это игра

Постапокалиптика — жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой либо глобальной катастрофы: войны, восстания машин или бунта искусственного разума, появления доисторических чудовищ, уничтожающих всё живое (как драконы во «Власти огня»).

Постапокалиптической называют также стилистику, несущую настроение ужаса и одиночества, использующую образы запустения, постаревшей и покинутой техники и зданий.

Идея эта свойственна не только нашему времени — она во всей красе расцвела ещё в произведениях Герберта Уэллса.

Удивительно другое: насколько востребован этот образ современной цивилизацией. В сети, например, легко найти сайты, целиком посвящённые постапокалиптической тематике, в этом же духе создана популярная серия компьютерных игр Fallout и многие другие.

Страх ядерного апокалипсиса ХХ века выродился в затянувшуюся агонию на экранах и в головах: предсказаниям о конце света вроде бы никто не верит, но стоит объявиться новому лжепророку, как находится паства, готовая внимать его предсказаниям.

Всё это говорит только об одном: страх Суда и Апокалипсиса в европейском сознании не изжит, его пытаются преодолеть с помощью символического переноса на экран и уничтожения, с помощью отрицания, с помощью утверждения, что он уже произошёл и мы от него свободны... На самом деле, все эти утверждения движимы именно им — подсознательным страхом Суда и осознанием его неизбежности.

Категория: Чтение | Добавил: Невидь (10.09.2009) | Автор: Невидь
Просмотров: 1159 | Комментарии: 6 | Теги: постапокалипсис, После конца, христианская статья | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 6
1 Невидь  
М-даа.. Христиане в своем репертуаре... Чего и следовало в принципе от них и ожидать на эту тему wacko

2 Невидь  
Получается, что это наше увлечение на самом деле означает наш подсознательный страх перед настоящим божьим апокалипсисом wacko smile

3 Bono  
Фанаты ТНБ, как они есть. Противоречия, поверхностность, передёргивания - всего лишь для того, чтобы в итоге с умным видом изречь "истину": "Вас всех накажут, а вот мы спасёмся!"
Не убедили.

P.S. Бога нет.


4 Trotil  
Хорошая статья, конечно подтекст существует, но того что "Вас всех накажут, а мы останемся" неувидил, даже наоборот упоминается пропущенный во всех кинокартинах "Великий суд" от которого небудет спасения, независимо от вероисповедания или расы, если вся библия поверхностное, противоречивое чтиво, прошу предоставить книгу с более большей смысловой нагрузкой. Все люди во чтото верят, возможо во чтото, что выдумали сами, интересно почему?, все очень просто, нехочитса чувствовать себя после смерти куском дерьма, всеголиш мельчайшой частицей, которая сущиствует лиш для того чтоб заполнить пустую ячейку во всиленной, ради этого все и живут, ради веры во что либо, не во что неверите, пожалуйста пистолет в рот, и гуд-бай, теряетьса смысл жизни. Короче говоря можно спорить немеряно, просто хочу напомнить что любая вера заслуживает на свое существование, и любая из них ничем нехуже любой другой. Плевать на себя, тогда вспомните родных и близких неужели хочится видеть в них какуюта теорию "Относительности"и что кусок туалетной бумаги, это твой умерший прадед, давший почву и удобрение, для вновь выросшого дерева из которого была сделанна эта самая бумага.

5 Bono  
Я написал "Вас всех накажут, а вот мы спасёмся!", т.е. когда, якобы, настанет Судный день, произойдёт жёсткая выбраковка по религиозному признаку wink И автор уже всё распределила мощным суждением "Результаты этого Суда вполне предсказуемы, поэтому так хочется отсрочить его, забыть о нём, вычеркнуть его из памяти.", мне тут добавить нечего.
Пойдём дальше. Библия - поверхностна и противоречива? Может быть, я про это ничего не писал, но, если учесть, что её писали пару тысяч лет назад - возможно так и есть. Как и всякая другая древняя книга, она местами довольно интересна (про тот же Апокалипсис можно почитать, там ярко расписано). Человеку же современному лучше почитать что-нибудь по философии или по логике - полезней будет, т.к. в наше казалось бы рациональное время многим людям этой самой рациональности как раз и не хватает.
На счёт того, зачем люди верят, думаю так - когда религии только зарождались, человек слишком мало знал об окружающем мире, затем и нужна была ему религия, чтобы этот мир себе объяснить и знание о нём систематизировать, привести в жизнь некий порядок, уклад.
Позднее религия стала инструментом, мотивационной и объединяющей силой, позволявшей сообществам людей вырабатывать для себя общую цель и двигаться к ней. В последнее время религии, в основном, ставят своим последователям утопичные, недостижимые, а иногда и губительные цели, что довольно грустно.
С тем, что вера - смысл жизни всех людей, я категорически не согласен, вера - это всего лишь один из аспектов человеческой жизни, хоть и важный для многих. А смысла жизни никакого нет, есть различные цели, которые человек себе ставит (если может) и стремится к ним, вера просто может помочь кому-то с целью, сделать её более чёткой (или подменить чужой, раз уж своей нет). Есть люди, не желающие ставить себе целей, живут сегодняшним днём - и ничего, нормально живут.
Любая вера заслуживает право на существование? Да, наверно. Это как право человека иметь своё мнение - в принципе, есть у каждого. Просто не надо забывать, что неверие в Бога (Богов) - тоже мнение, причём очень даже небезосновательное.
Про удобрения и бумагу - все там будем, все вернёмся в землю и удобрим собой почву, ничего страшного в этом не вижу. Вон, буддисты даже в реинкарнацию верят, мол, любая зверушка/цветочек - был когда-то человеком, и ничто не пропадает даром. Хотя лично я в такое не верю smile

Такое вот моё ИМХО.


6 Невидь  
По моему, если у человека есть Вера (во что либо, может даже не относящаяся к религии), она им и движит в жизни, т.к. человеческие поступки и поведение во многом отталкиваются от этой самой веры. Очень распространена мысль, что "если сильно во что то верить, так оно в итоге и сделается". В этой "теории" есть доля правды на мой взгляд, потому что веря в что либо, человек своими действиями, базирующимися на этом, разными способами, как бы невольно, приближается к своей цели. И думаю, что "стремление к цели" без веры во что либо, само по себе является абсурдом, как то так sleep
Насчет того, что "жить одним днем" - в этом есть конечно огромные плюсы для людей, которые так и живут, но не думаю, что эти самые "плюсы" превышают "плюсы" тех людей, которые к чему то стремятся, руководствуясь своей верой во что либо..
Просто веры разные то бывают.. И иногда лучше действительно "жить одним днем", чем подвергнуться губящему воздействию одной из них.. Бывают и такие - массовые, навязанные из вне. Рабские скажем так happy Мое личное мнение что к таким как раз и относится христианство. А так как сама эта религия является абсурдной, естественно что автор данной статьи делает Такие выводы о данной теме в общем. Право то он имеет, бесспорно, но это не должно мешать людям адекватно судить о авторе, его статье и о той религии, с подоплеки которой он "обозрел" вселенную, да всю тематику "Постапокалипсиса" вообще..

Ессно, Имхо smile


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Партнеры

Наши Друзья

Новости 4х4 и Off Road



Copyright By Nevid © 2024